архив номеров

Издается с 1998 года.

    Нина Чалая: "Ритм" - это золотая страница моей жизни

    2017.07.11 1926
    Нина Чалая:

    Культурная жизнь в Волгореченске всегда была активной. Существование на протяжении всей истории города массы талантливых коллективов - тому подтверждение. Многие ансамбли и студии существовали долго и были много лет творческим лицом города. Некоторые коллективы прожили недолгую, но от этого не менее значимую для Волгореченска жизнь. Танцевальный ансамбль "Ритм" несколько лет действовал в ГПТУ-17, наш сегодняшний рассказ - о нём.

    Танцевальный кружок, который стал ансамблем танца "Ритм", организовала и несколько лет вела Нина Михайловна Чалая. Самое интересное, она преподавала в ГПТУ-17 спецдисциплины, и, казалось бы, к искусству такой человек прямого отношения иметь не может. Нина занималась хореографией со школьной скамьи и со временем стала выступать в профессиональном народном шахтёрском ансамбле г. Стаханов. Позже танцевальное прошлое дало о себе знать и вылилось в создание самодеятельного танцевального кружка учащихся. В 1983 году в нём занимались девочки из группы слесарей по ремонту КИПиА. Подошло время девчатам выпускаться, но Нине бросать начатое не хотелось. Перед руководителем встал вопрос: что дальше делать? Сама она об этом периоде своей деятельнос-ти рассказывает так: "Хотелось, чтобы ансамбль имел перспективу, поэтому решила набирать ребят разных возрастов. Появились новые люди, но в основном это были девушки. А эстрадные танцы выглядят выигрышней, если в них есть мужская составляющая. Я не знаю, как мне удалось сагитировать первых парней. На курсе, который я обучала, одним из неформальных лидеров был Е. Шахов. Я ему предложила заниматься, а он засомневался в своих способностях. Но я убеждала: "Конечно, получится, главное - желание. Приходи, за тобой все пойдут". И точно: как только Шахов для танцев созрел и стал заниматься, за ним часть группы пришла. Так всё пошло и поехало.
    Поначалу было сложно. Это были не народные танцы, к которым все привыкли. Я предлагала совершенно другое нап-равление, потом выяснилось: мы были первые в этом стиле в масштабах области. Сейчас я смотрю выступления "Тодеса" - у них некоторые движения в танцах те же, что были у нас в то время, - это душу греет. Конечно, трюки у них трудней, совершенней. А мы не были профессионалами, это же ПТУ, дети в большинстве своём не танцевали никогда.
    Администрация училища и зам. директора по воспитательной работе Р.А. Смирнова очень помогали. У ансамбля не было проблем с костюмами, в общежитии костюмерная была, туфли сшили на каблучке, хотя это дорогое удовольствие.
    На наши выступления ходили, в коллектив стремились попасть. И мы никому не отказывали. Я была и хореографом, и костюмером, и модельером, и продюсером и репетитором. Придумывать и изготавливать сценическую одежду иногда и самим приходилось. Как-то раз ребята красили рубахи для папуасского танца, было это у Т. Соловьёвой дома. В перчатках по локоть окунали ткань в цветные растворы и потом вывесили на балкон сохнуть. С пятого до первого этажа радуга по стене была.
    Музыку для танцев выбирали - мировые хиты и саундтреки. Сейчас её легко найти, а в то время искали всем училищем, прослушивали буквально километры плёнки. Появлялись идеи, рождались темы и композиции, мы их воплощали в жизнь. Я даже по дороге на работу, дома за делами придумывала движения. А ведь у меня, кроме танцев, были ещё и педагогическая деятельность, семья, маленький ребёнок. Но это стоило того, ведь ребята так старались! В жизни больше такого старания и вдохновения не видела ни у кого и никогда. Я смотрела в глаза моих мальчишек и девчонок и думала: "Какие же они у меня творческие, где я ещё такие глаза увижу?" Каждый год мы выступали на смотрах, нас приглашали на концерты, и не только в Волгореченске. В нашем-то городе всегда знали, что, какое бы ни было культурное мероприятие, мы там будем. Многие зрители ходили на программы из-за нас, даже предварительно интересовались, будем ли мы выс-тупать.
    Как-то раз в День города на площади, когда начало смеркаться, мы вышли на сцену с восточным танцем. А эту композицию мы исполняли с маленькими горящими свечками. Безумно красивый танец - молодые девушки, стройные фигуры в розовом шёлке, голые животы. Но вот у некоторых девчонок свечки погасли. И тут на помощь пришли зрители. За какие-то секунды несколько человек, забравшись на сцену, зажигалками поправили ситуацию. Мы поняли, что нас любят.
     Очень часто выступали в Костроме. Ездили в Горький на смотр-конкурс среди хореографических самодеятельных коллективов. В ту зиму морозы стояли около 45 градусов, и мы это очень на себе почувствовали. Зато танцевали в роскошном оперном театре и взяли диплом 3 степени. Выступили с полноценной программой в Москве, в военной части, где в то время служил Е. Шахов. Всё прошло на ура. Мы там хорошо отдохнули, посмотрели Москву и побывали на концертах Кима Брейтбурга и группы "Ария". 
    Про гастроли по Татарии - отдельный разговор. Туда должен был поехать костромской ансамбль песни и танца "Костромские зори". Но у них приш-ла разнарядка ехать за границу. Сорвать тур по региону они не имели права и предложили это сделать нам. Хореографы их ансамбля всегда интересовались нашим мужским составом. Это вылилось в то, что двоих наших ребят в 1985 году взяли в составе "Костромских зорь" на Фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Два Саши - Молчанов и Власичев - выступили на церемонии открытия и закрытия форума.
    Я растерялась: на тот момент оставалось полтора месяца до поездки. Но мы взялись за репетиции и всё лето пахали. Только сказать легко: подготовили программу на полтора часа. Это тяжёлый труд: составить программу, в которой будут участвовать и танцевальный коллектив, и музыканты. Я поражаюсь, как моя семья пережила этот период. В конце сентября мы отправились на гастроли по городам Казань, Елабуга, Нижнекамск. Там побывали на могиле Цветаевой, познакомились с группой "Земляне". Они нас восприняли серьёзно. Руководитель группы предлагал даже сотрудничать с нашим коллективом. Но мы, во-первых, постеснялись признаться, что мы самодеятельность; во-вторых, наши танцы по формату не вписывались в их творчество, а в-третьих, нам было невозможно бросить всё и посвятить себя концертной деятельности. Немного позже от одной московской группы поступило предложение выступать вместе, мы даже готовили для них танцы в стиле Майкла Джексона, но эти перспективы тоже рас-таяли. Сотрудничество предполагало полноценную творческую жизнь, официальное прикрепление к филармонии, аккредитацию, гастроли. Если бы у меня был танцевальный состав на 10 лет вперёд, я бы рискнула. Но мои танцоры через короткое время должны были устраивать свою жизнь: учиться дальше, кто в армию, кто замуж. 
    1987 год. Основной состав ансамбля закончил учёбу и рассыпался. С новичками, которые пришли заниматься, работать стало сложно. Я видела, что мои танцы многие рассматривают как физическую нагрузку для здоровья и участвовать в коллективе собирались максимум год-два. Поэтому уже в 1990-1992 годах я уже стала вести просто аэробику и фитнес.
    "Ритм" - это золотая страница моей жизни. Были и обиды, и непонимание, но были и радость общения, и победы. А самое главное, это было искренне. Процесс в коллективе был обоюдный, радость от того, что делаем, получали все. Мы доказывали, на что мы способны, а те, от кого зависело наше настоящее и будущее, верили нам и помогали.
    Своих ребят я периодически вижу, с кем-то созваниваюсь, встречаемся, как родственники. Я уверена, если я кому-то позвоню, то поговорить - пожалуйста, встретиться - пожалуйста, помочь - пожалуйста. И это не пустые слова - у нас близкие и тёплые отношения. "Ритм" в мою жизнь вошёл, но так из неё и не вышел.
    Марина ВОРОБЬЁВА

    Рубрики:

    Номер:


  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить